«XXI век: конец литературы?» — именно такую тему презентовал Международный медиа-клуб «Формат А-3» для встречи в Симферополе с одним из самых известных современных российских писателей, лауреатом множества литературных премий, романистом, поэтом, публицистом теле- и радиоведущим Дмитрием БЫКОВЫМ. Правда, от темы Дмитрий Львович сразу же предпочел отстраниться: «Никакого конца литературы нет и быть не может!»
«Понятие «провинция» сегодня сходит на нет»
Начался разговор, как водится, с Крыма, куда и сегодня непреодолимо влечет российскую интеллигенцию.
— Думаю, назвать Крым духовной и культурной провинцией нельзя, — заметил Быков. — Да и само понятие «провинция» сегодня сходит на нет. Считаю, та среда, которая создана в Крыму, доказывает: столица там, где ты. Чем сегодня дальше от официальных центров массовой культуры, тем больше перспектив. И так думаю не только я. А ваш полуостров — вообще особое место. Не зря Виктор Пелевин сказал: «Последним обиталищем богов был Крым». Крым — это пограничье многих стран, воды и суши, жизни и смерти. У меня никогда не повернется язык назвать провинцией то место, где был написан «Остров Крым», где творили Цветаева и Волошин, где был счастлив Горький и где был несчастен, но так продуктивен Чехов. Крым — важнейший энергетический центр мира, точка силы, откуда вышло все значимое в русской культуре.
«Из «Артека» меня чуть не выгнали…»
Дмитрий Быков — из тех, кому глубоко чужды гламур и снобизм.
— Того, что я зарабатываю на пяти работах, мне еле хватает на более-менее нормальную семейную жизнь, — признался он. — И еще на поездку на «Жигулях» в мой любимый «Артек». Это потрясающее место! «Артек» долгие годы был центром не только русской, но и мировой педагогики — и это обязательно должно возродиться. В школе я был отличником и мечтал побывать в «Артеке» — а путевку дали сыну заведующего РОНО… Было так обидно! Но в «Артек» я все же попал — уже взрослым. Правда, меня оттуда едва не выгнали, когда я выучил с детьми песню: «Пьяная помятая пионервожатая…». Пионеры заступились — встали за меня горой и даже стенгазету в поддержку выпустили! Вообще «Артек» — это удивительно. Как-то я шел по дороге из «Артека» в Гурзуф, посмотрел на море в том месте, где соединяются Адалары, и подумал: «Наверное, здесь мое место на Земле…»
«В Крыму присмотрю квартирку поскромнее…»
Далее разговор коснулся… недвижимости. Дмитрий Быков не скрывал — мечтает о покупке жилья на полуострове. Вот только последние события настораживают: как сообщило недавно агентство «Новый регион», ялтинская недвижимость российской актрисы Анастасии Заворотнюк арестована по решению суда. Оказывается, апартаменты с видом на море были выстроены на территории государственного санатория с нарушением закона.
— Выход один — постараюсь здесь (если, конечно, повезет) купить такую недвижимость, на которую никому не хотелось бы претендовать, что-нибудь очень скромное, двухкомнатное, — признался Быков, и добавил:
— У нас в Москве эта проблема тоже не ахти как решена. Нам с матерью пришлось потратить месяц, чтобы доказать, что мы по праву проживаем правильно в той квартире, которая нам досталась по наследству. Сейчас идут масштабные переоформления всей московской недвижимости, не знаю в расчете на что. Месяц был убит на сбор необходимых справок, в том числе на то, что я — сын своей матери, а она — дочь своих родителей. Шли в ход любые документы, вплоть до свидетельства о браке 1934 года.
«Гуманитарная культура перестает быть чем-то лишним»
От разговора о квадратных метрах беседа (как и водится в среде людей интеллигентных) перешла к высоким материям.
— Сегодня мы переживаем непростое время, когда проверенные способы решения проблем уже не работают, — считает Быков. — XXI век ставит новые задачи и испытания — из эпохи халтуры мы идем в эпоху глубокой самоуважительной мысли: время менеджеров кончается, наступает эра людей идейных. Последнее время я наблюдаю, что гуманитарная культура перестает быть для детей, молодежи чем-то лишним. И подленький вопрос: «Если ты такой умный, то почему не богатый?» — сегодня задают все реже.
Дмитрий Львович — не только писатель, поэт и телеведущий, но и преподаватель.
— Журналистику преподаю в двух местах, — рассказывает он. — Уверен: журналистика — это такая же литература, только более высокого класса, литература, идущая в ногу со временем. Чему я учу моих студентов? Хорошо писать — больше нечему! Спрашиваете, пугают или радуют меня молодые журналисты? Когда пишут — пугают, а в остальное время радуют!
Блиц-опрос: о поэзии и не только…
Как бывший участник баталий интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» Дмитрий Быков блестяще владеет навыками быстро и коротко отвечать на вопросы. «Блицем» мы и завершаем эту публикацию.
— Кого Вы считаете лучшим писателем современности?
— Виктора Пелевина. Все, что он сделал для русской литературы, по-моему, уже неотменимо.
— Есть ли сейчас поэты?
— Есть. И им по-прежнему не очень хорошо. Жизнь продолжается!
— Ваши кулинарные пристрастия?
— Люблю все острое, пряное, жирное, обожаю крымские мидии, пельмени, макароны с сыром… Честно говоря, очень жрать хочется!
— Что для вас приемлемо, а что — нет?
— Приемлемо — взаимопонимание в любой форме. А абсолютно неприемлемо — презрение. Не терплю снобизма, апломба, пренебрежения людьми. Презирать очень легко, но это отвратительно!
— Какая зарубежная поездка больше всего запомнилась?
— В Чили. Там есть такая деревушка, называется Нахуи — для нас слово привычное, хоть и не совсем приличное. Наверное, многие меня хотели там видеть, вот я туда и попал…
— Какими Вы видите отношения России и Украины?
— Думаю, еще при нашей жизни мы станем едиными. Не верите? Посмотрим, кто окажется прав…
Также в разделе: