Очерки русофобской истории

Игорь АЗАРОВ 2007.06.28

Вряд ли мысль о том, какое место в его жизни занимает история, посещает читающего эти строки ежедневно. При этом лишь совсем дремучий человек может не понимать, что история — память и всей человеческой цивилизации, и его страны, его народа, база и источник культуры, основа самоуважения нации. Поэтому с незапамятных времен государство живо интересовалось: что именно помнит о своем прошлом пасомый народ, что ему полагается помнить и думать по этому поводу. Тоталитарное государство дает предельно четкие установки, демократическое — допускает варианты и вольномыслие.  Неделю назад собрал историков для беседы российский президент. Речь велась об учебниках — «официальной версии» российской истории. «Конечно, в учебниках могут и должны излагаться разные точки зрения на проблемы общественного и государственного развития», — заявил Путин. И добавил, что монополии на правду не будет, ни одна из точек зрения не должна быть навязана, «даже та, которая сегодняшней властью считается правильной». Остается только напомнить, что наш президент не «чекист» Путин, а бухгалтер Ющенко.   Установка на мифотворчество Должен сразу извиниться за длинные цитаты; мы, историки, — все цитатчики, сама история — свод цитат, так что без цитирования авторитетов не обойтись. Русский историк Павел Милюков писал: «Проповедью особого своего пути и скрыванием скверных домашних тайн мы не найдем себе места в семье современного человечества». Теперь к нашей украинской действительности. Очень прошу читателя терпеливо продраться через этот гелертерский язык. «...Нужно закрепить свое место в истории и сознании планеты. Если понадобится, то целеустремленно создавать свой национальный исторический миф. Это, кстати, важно и для сплоченности граждан государства, дав им веру в историческую миссию своего народа и формирование государственной нации, для которой интересы державы и есть патриотизм. Стоя уже на пороге общности (глобализации) мира, Украина может пережить шок от окончательной потери мифа, точнее, исторической легенды об особом пути Украины, может как раз его предотвратить (...) многие народы не пренебрегают откровенной мифологизацией, выдумкой, чтобы укрепиться в сознании нынешних и будущих поколений (...) Украина тоже нуждается в своей исторической миссии, а если нужно, то и в мифе. Материала для этого, в отличие от других народов, мы имеем предостаточно...» Думаю, довольно: идея ясна. Два замечания: 1) если Украине и грозит шок, то не от потери каких-то фантастических «ментальных корней», а от глупости и подлости политиканов и жулья, рвущегося к власти; 2) «историческая миссия» Украины, на мой взгляд, не в выдумывании великого прошлого, а в создании достойного настоящего, в благополучии своих граждан. Самое неприятное здесь то, что цитата об «исторической миссии» и «мифе» взята мною не из какого-нибудь оранжевого, бандеровского талмуда. Эти слова появились в печати (см. «Зеркало недели» от 27.01.07) за подписью весьма разумного и достойного человека, правда, с медицинским, а не гуманитарным дипломом. По иронии судьбы, в этой же газете, но день в день на шесть лет раньше, академик Петр Толочко высказал иную мысль: «Жить прошлой славой, а тем более вымышленной — последнее дело» (см. «Зеркало недели» от 27.01.01). Летом 2001 года в Ялте мне довелось беседовать с профессором Владленом Сироткиным, крупным российским историком, увы, рано ушедшим. Он тогда сказал (цитирую по дневниковым записям), что «главная беда Украины — «просвещенный национализм», который от откровенной бандеровщины «отличается лишь неким наукообразным глянцем». Сироткин мысль свою пояснил так: «Малороссия-Украина собирала земли не в результате собственной колонизации или экспансии, а как «трофеи» от войн Московии-России с Турцией или Польшей. Украина — лоскутное одеяло, и лоскуты еще очень слабо скреплены между собой. Национализм же, даже «просвещенный», может только разрушать, на базе националистического мифа единства не будет никогда...» И добавил: «И дружбы с Россией не будет — это точно».   Русский — враг! Весь украинский национализм — и «просвещенный», и «дикий» — базируется на русофобии. Главная задача понимается не только в доказательстве того, что «Украина — не Россия», а того, что во всех украинских бедах виноват русский Иван, как при Алексее Михайловиче, так и при Екатерине, как при Сталине, так и при Брежневе — без разницы. О той русофобской (по сути — человеконенавистнической) грязи, которой исполнены украинские школьные учебники по истории, писалось, в том числе в «КВ», неоднократно. Воз и ныне там. Если учитель проникся идеей сотворения «национального мифа», русскому ребенку в этом классе грозит участь изгоя, потомка «колонизаторов», «оккупантов», «организаторов голодомора» и т.д. и т.п. «Сегодня во многих наших изданиях и СМИ имеет место совершенно неприемлемое и ненаучное осмысление исторического процесса, — свидетельствует академик Петр Толочко. — Мы демонстрируем этим свою определенную ущербность. Мы хотим себя осознать, но делаем это лишь на негативном отношении к России и русским. Вот если мы отругали русских за «триста лет рабства», значит, мы и осознали себя украинцами. На самом деле это совершенно не так. Ведь если и было рабство, то такое же, как для самих русских, а среднестатистический украинец жил всегда лучше среднестатистического русского. И Украина никогда не была колонией России. А если говорить о той политической конструкции российской, а потом и советской империи, то ее в значительной степени создавали и украинцы. И мы должны уяснить, что также несем ответственность за все, что было в нашей истории плохого. Пока же у нас действует принцип «если хорошо, то это наше, а если плохо — москали виноваты» (см. «Киевский телеграф» от 02.04.01). Кстати, любопытное наблюдение. Историки, особенно отягощенные академическими титулами, даже отрабатывая на мифотворческий «госзаказ», стараются слишком уж откровенно не врать. Зато ринувшиеся в историю журналисты резвятся вовсю. Посетила Путина мысль вместе с украинскими друзьями и соседями отпраздновать 300-летие Полтавской битвы. Тут же заухал бандеровский барабан. Некая Валентина Осипова печатно заголосила: «Для Украины события, которые произошли тогда, это тяжелое и сокрушительное поражение, полтавское Ватерлоо, что отбросило наше государство еще на 300 лет в имперское рабство, из которого выкарабкиваемся и по сей день» (см. «День» от 12.06.07). А далее дежурный «плач Ярославны» о несчастных мазепах, орликах, бандерах, шухевичах и т.п. Ложь все, от начала до конца, ложь бесстыжая, рассчитанная на мифотворцев и взлелеянное ими народное невежество. Во-первых, до сих пор как-то считалось, что «тяжелое и сокрушительное поражение» потерпели шведы, причем здесь Украина? Во-вторых, какое такое «наше государство» 300 лет назад? Миф! «Вашему государству» будет в августе лишь 16 лет. Да и Мазепу, кроме кучки изменников, никто не поддержал, с казаками запорожскими он был на ножах, чего по нему горевать? Конечно, если рассматривать Украину как шведский протекторат (по замыслу Мазепы), иное дело...   Севастополь? Плевать! Задачи мифотворчества в свете «просвещенного национализма» породили три категории историков: 1) откровенные фальсификаторы и лжецы, эти в рамках «просвещенного национализма» чувствуют себя скованно; именно они придумали племена древних укров, вывели из украинского языка латынь и т.д.; 2) интерпретаторы — многочисленное зловредное племя, подгоняющее под любую теорию любые факты с большей или меньшей долей приличия и наукообразности; 3) первооткрыватели — самые бедовые, которых свои же всерьез не воспринимают; они находят пирамиды, слезы инопланетян, ловят привидений и т.п. Как видим, основная мифотворческая нагрузка ложится на интерпретаторскую породу. Когда собственный героический миф рождается в муках, начинается оплевывание чужой исторической правды, российской — прежде всего. Собственно, почему чужой? Как раз своей: нет водораздела непреодолимого между русской и украинской историей, и Кутузов или Нахимов, скажем, такие же украинские герои, как и российские. А вот поднимаемый на щит мифотворцами гауптштурмфюрер СС Шухевич — герой гитлеровского рейха, а не Украины, он фюреру присягал... В последнее время под огонь интерпретаторов попал Севастополь. Отмашку от кормильцев мифотворцы получили в начале года, когда в Севастополе Юрий Лужков сказал то, что для бандеровцев хуже дихлофоса, — правду. В газете «Известия» в Украине» появляется огромный материал Александра Макарского «Легендарный Севастополь» — ушат помоев на мой родной город и его героев. Вчитайтесь! «Севастополь как главную базу флота трижды пытались захватить противники во время разных войн, начиная с середины XIX века, и всякий раз гибло огромное количество людей, а город в конце концов оказывался оккупированным, — просвещает нас Макарский. — В прошлом веке ЧФ потерял здесь три крупных корабля, и эти трагедии унесли жизни более тысячи моряков. Последнюю настоящую победу ЧФ одержал в 1853 году, но последствия ее оказались для России плачевными. Будем откровенными. Больших побед у ЧФ не было! А была большая ложь по поводу того, что Севастополь и флот прославили русское оружие, внесли вклад в военное искусство и т.п. и т.д. (...) Так не пришло ли время развенчания мифов о Севастополе, той легенды, того исторического стереотипа, который сегодня превратился в «севастопольскую проблему» как для Украины, так и для России?» (см. «Известия» в Украине» от 26.02.07). Макарский проболтался: не его печаль «севастопольская проблема» для России. А «севастопольская проблема» для Украины — как раз дело уже макарских, огрызко, яценюков

и Ко: дело вступления в НАТО и (этого вслух не говорят) тотальной украинизации Крыма и Севастополя. Исторически доводы макарских ничтожны. Трагические страницы севастопольской многосложной истории как раз и свидетельствуют о великом героизме защитников и жителей города-героя с момента его основания; трагизм истории не обесценивает героизма воинов-севастопольцев, скорее напротив. Конечно, Толстой с «Севастопольскими рассказами», Сергеев-Ценский с «Севастопольской страдой», Франц Рубо с его гениальной Панорамой — все вздор, ничто перед изысканиями макарских. Но свою бадейку в поток мифотворческой грязи плеснула крымская печать. «Одним из мифов современности является миф о Севастополе, который без всяких на то оснований именуется «городом русской славы», «талисманом России» и т.д. На самом деле все обстоит с точностью до наоборот», — вещает симферополец Дмитрий Синица (см. «Первая крымская» от 15.06.07). И далее — «аргументация» по Макарскому и Ко. Читать это противно, дискутировать — бесполезно. Для чего Макарскому, Синице и их кормильцам нужен развенчанный «миф о Севастополе»? Их задача двухчастная: 1) задача внешнего действия: Россия ничего не теряет с уходом из Севастополя, никакой «великой истории» не предает, нечего русским за Севастополь держаться. Да и ЧФ — так, гора плавающего железа без чести и славы; 2) задача внутреннего действия, главная: никакого «города русской славы» «в Украине» нет — это кацапские сказки, нечего крымчанам держаться за ЧФ и т.д. Таким образом, проводится шумовое оформление выдавливания и российского флота, и русского духа из Севастополя, из Крыма. Работают Макарский, Синица и Ко без огонька, топорно, но расчет делается на то, что нравственно износившийся и отупевший за 16 лет постоянного промывания мозгов народ (даже русские, русскокультурные) эту халтурную наживку проглотят.   Гаси Катьку! Один из любимейших приемов русофобов — оплевывание русских (российских) исторических титанов: царей, полководцев, деятелей науки и культуры. Об идее восстановления в крымской столице памятника Екатерине II и ее сподвижникам написано и сказано предостаточно, в том числе и автором этих строк, — повторяться не хочется. Но есть один нюанс, на которой стоит обратить внимание наших читателей. «Величайшая Дочь великого восемнадцатого века, давшая плоть и кровь наилучшим и трезвым идеям своего времени, Она первая поняла, что такое Восток, на который лишь указывал Великий Петр. Она поняла дух мусульман и с проницательностью великого ума и с примиряющей любовью женского сердца — дала мусульманам мир, уверенность и успокоение. Она в несколько могущественных росчерков превратила мусульман не в подданных, а в преданных сынов, смирных, беспритязательных... И в Казани и в Крыму мусульмане того времени восторженно встречали не чуждую, а свою «Матушку Катарина Падиша». Чувства эти живут и передаются из поколения в поколение...» Эти строки принадлежат перу Исмаил-бея Гаспринского, крымскотатарского просветителя (см. его газету «Переводчик» от 27.10.1890). Ныне меджлисовские лидеры («смирные, беспритязательные») заявляют, что памятнику Екатерине в Симферополе не бывать. Занятно, что в одном из недавних интервью Мустафа Джемилев сказал следующее: «С самой молодости меня очень привлекала личность Исмаила Гаспринского. Я очень много занимался его творчеством, выискивал везде, где встречалось, его имя. И до сих пор для меня Гаспринский очень высокий авторитет, который в тех условиях сделал очень много для своего народа» (см. «События» от 18.05.07). Оговорка о «тех условиях», ясное дело, не случайна, но, хочу заметить, «те условия», очевидно, были весьма благоприятными для деятельности Гаспринского, в противном случае газеты бы он точно не издавал. Вот что хотелось бы узнать: велеречиво восхваляя Екатерину, Гаспринский был искренен или кривил душой, пресмыкался перед «колонизаторами», чтобы обеспечить себе «те условия»? Если он был искренен, почему Джемилев и его компатриоты так демонстративно пренебрегают мнением «высокого авторитета»? Если же Гаспринский в угоду режиму (во имя светлых целей, конечно) лгал, и об этом следовало бы сказать прямо: мол, просветитель привирал немного, хотя дуло пистолета к его спине Александр III (в 1890) не приставлял... Совесть надо иметь, господа!  


крымское агенство новостей

В Симферополе заложат новый памятник

Ко дню освобождения Симферополя от немецко-фашистских захватчиков 13 апреля в на проспекте Победы заложат камень в основание памятника Отдельной...

читать полностью


COPYRIGHT © 2008

Использование материалов time4news.org допускается только с разрешения редакции.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, разрешается при условии ссылки

(для интернет-изданий - гиперссылки) на time4news.org